«Игры для развития речи детей дошкольного возраста» Пахомова М.Н.

 

«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т.д.

При работе по развитию речи можно использовать следующие игры:

«Отгадай, на что я смотрю? ». Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.

«Бывает – не бывает». Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.

«Скажи наоборот». Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.

«Отвечай быстро!» Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета — цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

звонкий, быстрый, веселый … (мяч)

высокий, прочный, кирпичный … (дом)

рыжая, пушистая, хитрая… (лиса)

зеленая, колючая, нарядная… (ёлка)

«В чем причина?» Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: «Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки». Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими («Забрали на ремонт»), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк).

«Кто без чего не обойдётся». Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись.

Например: сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?»

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания: 

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) 

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) 

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) 

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) 

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) 

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) 

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради) 

— «Живое – неживое». Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный». Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «КТО», а неживые «ЧТО». Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает? 

Кто самый большой? Что самое большое?

«Распространение предложений». Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут… (куда? зачем?) и т. д.

Игры для подготовки к чтению

— «Бросаемся слогами». Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
— Ко — …мар; … са; …тёнок; …рабль.

— Са — …молёт; …поги; … мовар. 

— Де — …рево; …вочка; …ти. 

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся.

КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

«Цепочка».  Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные.

Например, возьмем буквы «с», «л», «м». Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

«Путешествие. Семейная игра». Один говорит «Наш корабль отправляется, например, в Индию. «Что с собой возьмем?», Кто-нибудь спрашивает: «А на какую букву?» «На букву «К»!»

Первый начинает и говорит: » Берем кошку!», другой: «Кактусы!». «Кастрюли!». Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую.

— «Кто с какими буквами дружит». Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные.

Например, у мамы — слон, у папы — крокодил, у ребенка — ёжик. Мама говорит: «Мой слон дружит с буквой Х, потому, что у него есть хобот». Папа говорит: «А мой крокодил дружит с буквой Р, потому, что живет в реке.» Ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой И, потому, что у него иголки.

Использованный интернет-ресурс:

http://vmeste.opredelim.com/docs/55900/index-577.html

 

 

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ