Значение логоритмических упражнений при проведении музыкальных занятий в детском саду

Как известно, нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Логоритмическая ритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.

Включение логоритмических упражнений в музыкальные занятия, помогает легче усваивать программное содержание занятий даже детям, имеющим речевые нарушения. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению укреплению здоровья детей.

Особенность метода логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Мне, как музыкальному руководителю, приходится часто сталкиваться с проблемой нарушения речи у дошкольников. Что я, как музыкальный руководитель, могу сделать для решения этой проблемы? Конечно, невозможно полностью устранить причины нарушения речи, но улучшить качество речи ребенка в моих силах, благодаря логоритмике на музыкальных занятиях.

На своих занятиях я использую музыкальный материал Екатерины и Сергея Железновых. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности. В результате логоритмических упражнений реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр — драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики. Используя музыку, как ритмический раздражитель, я достигаю повышения ритмических процессов организма, так как музыка захватывает своим ритмическим строем, активно стимулирует и регулирует движение человеческого тела, и является незаменимым компонентом логопедической ритмики. Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях я отметила, что наиболее уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением музыкально – ритмических движений, перед распевкой или пением песен, а также перед работой над танцами или хороводами. Исходя из этого, составила схему последовательности включения логоритмических упражнений в программные музыкальные занятия, где отразила, какие именно логоритмические упражнения используются на том или ином этапе занятия. Например, вначале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, шумелками, листочками и т.д. Перед работой над песней очень хорошо использовать пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. После того как дети подвигаются, прослушают музыку, пальчиковая гимнастика помогает детям расслабиться, отдохнуть, работаем над артикуляцией, одновременно укрепляя мышцы пальцев, ладоней. Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развиваем детскую память, внимание, способствуя лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

В результате работы на музыкальных занятиях с использованием логоритмических упражнений прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Логоритмические игры способствуют  созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песни. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Автор:

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ