Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Консультация для педагогов

«Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ».

(Подготовила воспитатель Т.И. Миронова)

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;

Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .

Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий.

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.

Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитании с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного поселка, страны, всего культурного мира.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.

Специально организованные занятия

Знакомство детей с особенностями Севера включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).

При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:

— события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

— факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

— предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

— формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;

При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник».

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини — музеев. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Условно содержание знаний о родном крае  можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли» (более 10 лет, поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.

А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района.

Взаимодействие с родителями.

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров — практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений.

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждают представленные диаграммы.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».

 

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ