Методические приемы сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов

Методические приемы сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей дошкольного возраста.

(подготовила зам.зав. по УВР Антропова М.И.)

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения зависимости, оперировать предметами знаками, символами. Задача педагога развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно в разнообразных комбинациях друг с другом, важно, что они позволяют достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей.

Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них используемыми на занятиях по математике являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнения, вопросы к детям, обследования и т.д..

Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так дидактическая игра может быть использована, как метод особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и умения, но может – и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок»)

Широко распространенным  является методический прием – показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный. Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнять детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. При этом вопросы должны быть четкими, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок. Вопросы ценны тем, что они обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Система вопросов и ответов в педагогике называется беседой.

В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, грамотностью речи. Это сопровождается различными  пояснениями. Например, воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождается пояснениями, как следует наложить меру,  обозначить её конец, снять её, снова наложить. Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры. Чем старше дети, тем больше значение в их обучении имеют проблемные вопросы, проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникают тогда, когда — связь между фактором и результатом раскрываются не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос : что это такое? ( одни предметы тонут, а другие нет.) Игра также занимает в жизни ребёнка одно из главных мест. При формировании элементарных математических представлений  игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче ,обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет их и закрепляет. Виды дидактических игр: строительные («Построим кукле дом», «Чья башня выше?»), подвижные игры («Гаражи», «Найди свой дом»), настольно печатные («Собери машину», «Кто где живет?»), словесные («Продолжи предложения», «Назови соседей»), сюжетные («Магазин», Ателье»), театральные («Репка», «Теремок»).

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях так и вне их, во всех возрастных группах ,могут использоваться в индивидуальной работе.

Все игры по формированию математических представлений разделены на несколько групп:

—  Игры с цифрами и числами.

—  Игры на ориентировки в пространстве.

—  Игры путешествие во времени.

—  Игры на логическое мышление.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой игры, игры-драматизации, подвижной и т.д.)игровых приемов: (сюрпризный момент, правила, соревнования, инициатива, поиск и др.)

В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

-образовательные (дать или повторить математические задания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки)

—  развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.)

-воспитательные (вырабатывать личностные качества, самостоятельность, трудолюбие, любознательность и др.)

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изобразительными, графическими рисунками, моделями и т.д.) на базе которых возникают элементарные математические представления.

В мышлении маленького ребенка, отражается, прежде всего то, что в начале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Практический метод предполагает организацию упражнений, заданий, действий с различными материалами. Или протекать в виде самостоятельной работы с дидактическими материалами. Используются как коллективные , так и индивидуальные.

Продуктивные упражнения характеризуются тем, что способ действия дети должны частично или полностью открыть сами. Воспитатель обычно говорит, что надо сделать, но не сообщает и не демонстрирует способа действия. При выполнении таких упражнений воспитатель оказывает помощь лишь в косвенной форме, предлагает еще раз попробовать, одобряет правильные действия, напоминает об аналогичных упражнениях, которые ребенок уже выполнял ит.д.

Изучив некоторые методы и приемы математического развития дошкольников, и на основании исследуемого материала можно сказать, что ни один метод в отдельности не несет такого сильного характера как их сочетание.

Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении с формой и величиной, наряду с различными методами и приемами используются наглядные и практические.

Воспитатель в своей работе должен уметь сочетать методы для наилучшего  запоминания и понимания детьми материала.

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ