Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников» (обзор методик и технологий).

Консультация для педагогов

«Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников»  (обзор методик и технологий).

(Подготовила воспитатель Фенёва С.А.)

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».       

В.А. Сухомлинский.

 

Наши дети живут и развиваются  в новую эпоху-эпоху информационных технологий. Само время требует перехода – к развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются  инновационные технологии и методики, оснащенные развивающими играми и пособиями.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Итак, предлагаю освежить в памяти развивающие технологии и игры некоторых авторов.

Логические блоки Дьенеша.

Логические блоки венгерского педагога Золтана Дьенеша заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства. Называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.

Дидактические палочки Х. Кюизенера.

Джордж Кюизенер — бельгийский учитель младших классов, который создал универсальный дидактический материал для развития математических способностей у детей. А в 1952 г. написал книгу о своем учебном пособии «Числа и цвета».

Палочки Кюизенера — это набор счетных четырехгранных палочек 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. На начальном этапе занятий дети просто играют палочками и в ходе игры  знакомятся с формами, размерами и цветами.

На втором этапе дети с помощью палочек уже изучают мир математики. Формируются понятия состава числа, числовой последовательности, отношений «право — лево», «больше — меньше», «длиннее», «выше», «между» и многие другие.

Палочки Кюизенера предназначены для детей от 1 года до 7 лет.

Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если набором палочек обеспечить каждого ребенка, возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Игры с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Развивающие игры В. В. Воскобовича.

В последние годы все чаще в практике дошкольных учреждений применяется игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания.

Вячеслав Вадимович Воскобович — живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», — говорит Вячеслав Воскобович.

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В. Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность». Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Познакомимся подробнее с несколькими играми.

«Геоконт» Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

С помощью этой игры дети знакомятся с понятиями «прямая», «луч», «отрезок», «угол прямой», «угол острый», «угол тупой», выкладывают цифры, преобразуют одну фигуру в другую, достраивают симметричные предметы.

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, творческие способности.

«Квадрат Воскобовича» игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Шнур-грамотей: Ромашка

Малышу необходимо продевать шнурок через отверстия, закручивать вокруг отдельных букв и таким образом составлять слова – Бокал Лак, Баня и т.д. Игра развивает координацию «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков, процессы внимания, памяти, речь, способность ориентироваться на плоскости, гибкость мышления, сообразительность.

Волшебная восьмерка.

Конструктор цифр позволяет детям «вручную»(на ощупь, пальцами) знакомимся с цифрами: из палочек собираем их.

Математические корзинки (3-7 лет)

«Математические корзинки» — это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а так же понять смысл сложения и вычитания.

Игра «Счетовозик»

Предназначена для детей от 4-х лет. Главный герой Магнолик, он едет на Счетовозике и светит фонариками в окнах.

Игра поможет ребенку познакомиться с понятием «состав числа», сравнением чисел, моделировать простейшие примеры и решать простейших задачи. С помощью этой игры ребенка очень легко научить складывать и вычитать в пределах двадцати. Эта игра может быть использована, как шнуровка.

Кораблик «Брызг – брызг»

Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических представлениях: о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

И это еще не все игры.

Триз

Успехом у педагогов детских садов пользуются приемы и методы  ТРИЗ, разработанной Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый.  Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

 

На данных приемах и методах основана  программа «Умка».
Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Предлагаю игры ,которые можно использовать в своей работе(памятки)

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математикелогике и в различных прикладных направлениях.

Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду на занятиях по развитию логического мышления.

Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Рассмотрим возможное взаимное расположение этих кругов. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися (Рис. 1(а)). Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые. Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов (Рис. 1(б)). Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… — все фрукты желтого цвета. Наконец, если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги (Рис. 1(в)). Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных

 Развивающие игры Михайловой

Большой вклад в разработку занимательного математического материала внесла З.А.Михайлова. Разработанная ею система работы с дошкольниками имеет развивающую направленность. З.А.Михайлова считает, что главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга и т.п., организуемые с детьми.

Развивающие игры Б. П. Никитина

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом — творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.

Закончить мне хотелось бы следующими словами:                                           В.А. Сухомлинского  «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. -Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. – Санкт-Петербург ООО “Корвет”, 1993г. -46с.
  2. Развивающие игры – Б. П. Никитин – Москва, “Педагогика”,1981г. -60с.
  3. Страна блоков и палочек –Финкельштейн Б. Б. — Санкт-Петербург ООО “Корвет”- 24с.
  4. Как работать с палочками Кюизенера – Комарова Л. Д. – Москва “Гном”, 2008г. -64с.

 

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ