Консультация для родителей. Пахомова М. Н.

«Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова или переставляет слоги местами.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры.

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо формировать ритмические навыки: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Слова могут быть деформированы за счет:

Нарушения количества слогов:

—  сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” — луна), в его середине (“гуница” — гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” — капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” — каша, “пи” — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” — пуговица):

— опускание слогообразующей гласной:

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” — сахарница). Встречается редко.

— увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” — трава).

Нарушение последовательности слогов в слове:

— перестановка слогов в слове (“деворе” — дерево);

перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” — бегемот).

Искажение структуры отдельного слога:

— сокращение стечения согласных (“капута” — капуста), (“тул” — стул).

Самый распространённый дефект при произнесении слов различной слоговой структуры детьми.

— вставка согласных в слог (“лимонт” — лимон).

Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

 

 

Использованные ресурсы:

1.http://sad10.pruzhany.by/?p=1902

2.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-3.obrazovanie/logopedija/144117-konsultacija-dlja-roditelej-korrekcija-narush.html

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ