«Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»
Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова или переставляет слоги местами.
Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры.
Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо формировать ритмические навыки: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Слова могут быть деформированы за счет:
Нарушения количества слогов:
— сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” — луна), в его середине (“гуница” — гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” — капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” — каша, “пи” — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” — пуговица):
— опускание слогообразующей гласной:
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” — сахарница). Встречается редко.
— увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” — трава).
Нарушение последовательности слогов в слове:
— перестановка слогов в слове (“деворе” — дерево);
— перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” — бегемот).
Искажение структуры отдельного слога:
— сокращение стечения согласных (“капута” — капуста), (“тул” — стул).
Самый распространённый дефект при произнесении слов различной слоговой структуры детьми.
— вставка согласных в слог (“лимонт” — лимон).
Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Использованные ресурсы: