Познавательное развитие маленьких детей — Игры с водой

В череде рабочих будней у родителей обычно не хватает ни времени, ни сил для занятий с собственным ребенком. Тогда все откладывается на потом – на выходные, на отпуск. И когда это «потом» приходит, оказывается, что среднестатистический родитель совершенно не знает, чем с этим ребенком можно заняться. Ведь хочется провести время не только с пользой, но со взаимным интересом – совместное сидение за учебниками мало кого может искренне порадовать. Для такого взаимополезного времяпрепровождения лучше всего подходят интересные словесные игры. А еще некоторые игры могут помочь занять компанию, как детей, так и взрослых.

Вода – самая загадочная жидкость на земле. Певцы древних степных народов восхваляли ее, поэты посвящали ей удивительные строки. Даже о капле воды написано много страниц. А ученые и по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода? Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются еще в материнской утробе. И как только начинают что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Игры с водой – один из самых приятных способов обучения. В ходе игр с водой дети знакомятся с различными состояниями воды. Для этого проводятся опыты, наблюдения на улице и дома. Очень важно использовать при этом художественное слово либо прослушивание музыкальных произведений, воспроизводящих шум дождя, рокот прибоя, шум водопада и т. д. что такое вода? залось бы, не дать точного ответа на, казалось бы, не сложный вопросры. а нком. Логическим завершением таких игр могут быть коллективные работы в изобразительной деятельности, например, «портрет воды».

Игры с водой – это отличное настроение, повышенный жизненный тонус, масса полезных впечатлений и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей. Игры с водой делают их жизнь в детском саду разнообразной и интересной. Пожалуй, нет ни одного ребенка, который отказался бы поучаствовать в такой игре.

Организуя игры с водой, можно решать разные задачи:

  • знакомить детей с окружающим миром (свойства воды, качество материалов, действие с материалами и предметами);
  • расширять словарный запас;
  • помогать овладевать математическими понятиями ( «полный — пустой», «много — мало»);
  • способствовать физическому развитию малышей (развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук);
  • плескание в воде снимает психическое напряжение, состояние внутреннего дискомфорта, агрессию.

Установив емкость с водой нужно помнить:

  • доступ к ней должен быть свободен;
  • играть с водой могут одновременно несколько детей;
  • уровень воды для маленьких детей не должен быть выше 7 сантиметров;
  • верхний край емкости для воды находится на уровне пояса ребенка;
  • игры и экспериментирование с водой проводятся с подгруппой детей;
  • перед игрой необходимо закатать рукава;
  • после игр с водой маленьким детям, возможно, понадобятся переодевание.

Для игр с водой необходимо приготовить следующие материалы:

  • сосуды разных форм и объемов (чашки, ложечки, воронки, баночки с разным диаметром отверстий),
  • мелкие игрушки из разных материалов (пластмассовые, резиновые, деревянные),
  • природный материал (шишки, камешки, ракушки, палочки),
  • бросовый материал (деревянные дощечки, металлические бруски, пластмассовые трубки, пробки),
  • самодельные плавающие игрушки (кораблики, скорлупа грецкого ореха),
  • пищевые красители, шампунь,
  • 4-5 клеенчатых фартуков.

 

Игры с водой

 

«Познакомимся с водой»

Побеседуйте с детьми о свойствах воды:

  • вода разливается по поверхности стола;
  • воду можно собрать губкой. Пусть дети поупражняются в собирании воды с помощью губки: положить в лужу – отжать и т. д.;
  • вода бывает теплая и холодная. Принести холодной и горячей воды (температуру горячей воды проверяем через стенку ведра, температуру холодной — в ведре). Смешайте и сделайте теплую. Искупайте куклу;
  • вода наливается в разные сосуды. Разлейте с детьми воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте возможность наливать самостоятельно;

«Ну — ка, вылови»

Поставьте на стол тарелку или ведерко. В ванне с водой плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в ведерко. Вначале помогите ребенку, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: из ванны все предметы перенести в ведерко (или тарелку), а пролитую воду собрать губкой.

«Кто быстрее нальет и выльет»

Предложите детям сосуды разной формы (бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская в нее сосуд. Расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через воронку в сосуды разного размера.

«Жур — жур» и «Кап — кап»

Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода . Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяется о поверхность стола, железный поднос.
«Какие разные бутылочки»

Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Так же одновременно пусть дети выльют воду. Подведите детей к пониманию того, что скорость наполнения бутылочки и выливания воды из нее зависит от размера горлышка.

«Разноцветная вода»

В присутствии детей окрасьте воду в ванне пищевым красителем. Пусть ребята наливают волшебную воду в прозрачные емкости. Вместе с ними выразите восхищение от увиденного. Доставьте своим воспитанникам удовольствие, позволив пускать в волшебной воде рыбок, кораблики, и т. п. Покажите, как палочкой можно направить кораблик в нужную сторону.

«Волшебный камешек»

Время от времени давайте детям поручение – умыть кукол, постирать их одежду, помочь вымыть кукольную посуду, полить цветы. Цель этих игр – познакомить малышей с удивительными свойствами привычных предметов, окружающих их в будничной жизни.
 

Опыт с водой

 
Необходимым условием проведения опытов является полное понимание детьми совершаемых действий, то есть реальная возможность для ребенка проделать все самостоятельно.

«Что такое снег?»

Принесите в группу снег и опустите в ванну. Наблюдайте с детьми за таянием снега. Сделайте вывод: снег – это замершая вода.

«Почему нельзя есть снег?»

Рассмотрите воду, появившуюся в ванне после таяния снега. Обратите внимание детей на грязь на дне ванны. Помогите сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

«Что такое лед?»

Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте вывод: лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятия: лед – это замершая вода.

«Почему сосулька плачет?»

Прикрепите над ванной ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну станет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька стала таять. А на улице сосульку согревает солнышко, и она начинает капать «плакать».

«Праздник мыльных пузырей»

Взбейте в ванне пену и с помощью соломинки пускайте пузыри, любуясь вместе с детьми переливающимся великолепием. Пусть дети попробуют поймать пузырьки на ладошку.
Игры и опыты с водой и природными материалами позволяют сохранить и развить любознательность, свойственную детям младшего возраста, и учат их делать открытия.

Автор:

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ