Картотека игр по развитию мелкой моторики.

1. Упражнение с пипеткой

 Для этого упражнения  понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.

 2. Упражнение с пинцетом

 Понадобится пинцет и емкости для перекладывания (бусин, круп и т.д.) можно сортировать по цвету, форме, размеру предметов.

 3. Упражнение  с прищепками

 1 вариант: Понадобятся разноцветные прищепки. Можно цеплять на веревочку, картонную коробку (одноразовый контейнер). Можно подбирать прищепки по цвету или вырезать из картона бабочку, сердцевина цветка, солнце и т.д. и с помощью прищепок доделать фигуры (крылья, лучики, лепесточки и т.д.).

 2 вариант: Проговаривать стихотворения с помощью прищепок (на каждый слог прищемляем палец выполнить с каждой рукой поочередно).

 4. Нанизывание бусинок сделанных из трубочек для коктейля.

 Разрезать на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку или шнурок эти кусочки.

 5. Упражнение «Золушка».

 Требуется рассортировать различные виды семян, можно и  с помощью пинцета.

 6. Упражнение со скрепками

 1 вариант: Цветные скрепки цеплять за полоску цветного картона соответствующего цвета.

 2 вариант: Можно соединять скрепки, между собой делая цепочку (соединить столько скрепок, сколько слогов в слове).

 3 вариант: Разложить скрепки по цветам.

 7. Упражнение с зубочисткой

 Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена посмотреть рисунок на просвет.

 8. Упражнение с  песком (манкой)

 1 вариант: В коробку из — под конфет насыпать песок (манку) и предложить ребенку рисовать пальцами.

 2 вариант: В емкость насыпать песок (манку) положить игрушки из киндера. Можно искать игрушки, закрытыми глазами доставать игрушку и составлять с ней предложения или рассказ.

 3 вариант: Через трубочку подуть плавно на песок.

 9. Наматывание ниток

 Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

 10. Игры с пуговицами

 Предложите детям выложить различные фигуры с помощью пуговиц.

 11. Игры с макаронами

 1 вариант: Нанизывать различные макароны на шнурок в любой последовательности.

 2 вариант: Нанизывать столько макарон, сколько слогов в слове, придумать слово с определенным звуком и нанизывать макаронину на каждое придуманное слово, нанизываем макаронинки и считаем н-р: одна ворона, две вороны …… десять ворон.

 12. Игры со счетными палочками

 С помощью счетных палочек выложить фигуры, достроить квадрат, треугольник до другого предмета.

 13. Массаж с помощью грецкого ореха

 С помощью грецкого ореха осуществляем массаж ладоней и при этом можно проговаривать стихотворения, скороговорки и т.д.

 14. Массаж с помощью губок

 Губки для мытья посуды имеют две стороны (гладкую и жесткую). Массировать руки сначала жесткой стороной, а затем мягкой.

 15. Массажные шарики СУ — ДЖОК

 Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. С помощью массажных шариков осуществляется массаж рук, а так же в этот момент можно проговаривать стихотворения, скороговорки.  А массажными кольцами массировать пальцы и произносить определенные звуки, слоговые ряды, чистоговорки и т.п.

 16. Массаж с использованием морской соли для ванн

 На поднос насыпать крупную морскую соль без добавок и выполнять различные упражнения (движение ладонями вверх — вниз, влево — вправо, втирание морской соли и т.д.).

 17. Сухой бассейн из фасоли

 В емкость насыпать фасоли.

 Варианты игры:

 — «Солим щи» ребенок выполняет перетирающие движения тремя пальцами.

 — «Повар» ребенок выполняет круговые движения кистью в бассейне по часовой стрелке и против нее. «Варим, варим, варим щи. Щи у Вани хороши».

 — «Веник» ребенок положил ладони на дно и выполняет движения вперед-назад, влево – вправо.

 — «Тучка и дождик» ребенок сильно сжимает фасоль в кулачке, т.е. с напряжением (имитация тучки) и постепенно расслабляет ладонь, и фасоль медленно падает на поверхность бассейна.

 — «Найди игрушку» закрытыми глазами ребенок достает игрушку из бассейна и должен составить с ней предложение или рассказ.

 18. Покормим куклу

 Взять пластмассовую бутылку вырезать отверстие под рот, нарисовать глаза и предложить накормить куклу Машу крупами (мелкой вермишелью, рисом, фасолью и т.д.), но кормить так чтобы ничего не падало на стол. Можно усложнить игру и кормить с помощью пинцета.

 19. Контрастотерапия (Гидротерапия)

 Использование контрастных ванн для кистей рук. Теплая вода 45 С, холодная 16 С. стимулирующий эффект основан на воздействии холода и тепла на нервные окончания. проводится 10 сеансов до 5 минут. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю. Можно использовать любые игрушки, губки и т.д.

                                                                                     20. Кинезитерапия

 Кинезитерапия от греч. kinesis — движение, therapia— лечение. Использование различных как пальчиковых игр, так и артикуляционных.  

«Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)

.«Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

«Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

«Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

«Змейка-1».Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.  

«Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

«Волшебник».Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

«Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

 21. Игры-шнуровки

Использование различных шнуровок как покупных, так и сделанных своими руками.

22.Упражнения с использованием ваты.

Можно предложить щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

 23. Игры с веревочкой (ниткой, шнурком)

Можно предложить выложить любую фигуру с помощью веревки; наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки и распутывать их.

 

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ