ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями»

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад № 3

 общеразвивающего вида города Зеи

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие мелкой моторики у детей

 старшего дошкольного возраста

со сложными речевыми нарушениями»

 ПОДГОТОВИЛА: ПАХОМОВА М.Н.

 

Учитель-логопед второй квалификационной категории

 

 

  «Рука — это вышедший наружу мозг человека».

И. Кант.

Актуальность

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т.д.

Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

О.С. Ботпридерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Цель проекта

ØРазвивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта

ØИзучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

ØПодготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

Ø Создать педагогические условия для развития речи у детей — логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

ØРазвивать творческое воображение.

Тип проекта

ØПо доминирующей деятельности – практико-ориентировочный, творческий;

ØПо продолжительности – (сентябрь -май);

Ø По количеству детей – индивидуальные, подгрупповые;

ØПо самостоятельности – под руководством учителя-логопеда.

Участники проекта

ØДети с речевыми нарушениями.

Направленность развития деятельности

ØКомплексное (познавательно-речевое, трудовая, физическая).

Этапы реализации проекта

Организационный этап (сентябрь 2012 г.)

Мероприятия

1.  Выбор темы проекта и его разработка.

2.     Изучение научно — практических и методических источников по заявленной проблеме.

3.     Подбор методического материала по заявленной теме.

4.     Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.

5.     Разработка консультаций для родителей.

Диагностический этап (сентябрь 2013 г.)

Мероприятия

1.     Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей

 

Практический этап (октябрь — май 2013 г.)

Мероприятия

1.     Использование на логопедических занятия пальчиковой гимнастики.

2.     Использование Су-Джок терапии на своих занятиях.

3.     Использование сухого бассейна.  

4.     Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами.

5.     Использование песочной терапии.

6.     Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики.

7.     Проведение пальчиковой гимнастики на занятиях.

Обобщающий этап(май 2013г.)

Мероприятия

1.     Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов.

2.     Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Презентация проекта по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ