Игры для развития связной речи у детей
В последнее время специалисты и многие родители отмечают снижение речевых способностей у детей. Их словарь беден, представления об окружающем ограничены. Страдает связная речь, т.е. последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. А ведь речь — это средство общения, познания мира, регуляции поведения ребенка.
Я предлагаю Вам несколько простых игр для развития связной речи:
1.ПОДОБРАТЬ СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
(СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)
— ЗИМА какая? (морозная, снежная, холодная, ветреная, злая, ранняя и т. д).
— ЛЕС какой (большой, зеленый, красивый, густой, прекрасный, богатый и т.д.)
— ЯБЛОКО какое? (вкусное, сладкое, зеленое, гнилое, спелое, аппетитное и т.д.)
— ЧЕЛОВЕК КАКОЙ? (добрый, злой, больной, голодный, радостный, грустный, ленивый, работящий, аккуратный, вежливый, заботливый, любящий, нежный.)
2. ПОДОБРАТЬ СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.
(ПОДБОР ГЛАГОЛОВ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)
— ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ГРИБАМИ? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить).
— ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ ПТИЦЫ? (летать, пить, щебетать, кричать, кормить.)
— ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЕТОМ? (отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.)
— ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК? (работает, моет, кушает, рисует, думает, дышит, занимается, спит, плачет, грусти, веселится, покупает, гуляет.)
3. НАЗОВИ ЛАСКОВО.
ЯБЛОКО — ЯБЛОЧКО, ЛУК — ЛУЧОК, ДОМ – ДОМИК, НОС – НОСИК, КОЛБАСА – КОЛБАСАЧКА, КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК, КОНФЕТА – КОНФЕТОЧКА, ЮБКА — ЮБОЧКА, ЛИМОН – ЛИМОНЧИК, СТУЛ — СТУЛЬЧИК, КУКЛА – КУКОЛКА, ПЕРО – ПЕРЫШКО, СОЛНЦЕ – СОЛНЫШКО, ПЛАТОК — ПЛАТОЧЕК, ВОРОБЕЙ – ВОРОБУШЕК, ПОМИДОР — ПОМИДОРЧИК.
4. ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Суп из гороха — гороховый.
Сок из яблок — яблочный.
Варенье из слив — сливовое.
Салат из свеклы – свекольный.
Стол из дерева — деревянный.
Ложка из металла – металлическая.
Стакан из стекла – стеклянный.
Кораблик из бумаги – бумажный.
Шуба из меха – меховая.
Суп из фасоли – фасолевый.
Сок из апельсина – апельсиновый.
Платье из шелка — шёлковое.
5. СКАЖИ НАОБОРОТ.
Густой — Жидкий, Тяжелая — Легкая, Большой — Маленький, Вверх — Вниз, Высоко -Низко, Веселый — Грустный, Храбрый — Трусливый, Полезный – Вредный, Кислый — Сладкий, Черный — Белый, Короткий — Длинный, Злой — Добрый, Грязный -Чистый, Далеко — Близко, Больной — Здоровый, Друг – Враг.
СХЕМЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ:
1. ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ.
Название—Форма—Цвет—На ощупь—На вкус.
Н-р: Лимон по форма овальный, по цвету желтый, на ощупь твердый, на вкус кислый.
2. ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
(молочные, мясные, мучные, рыбные.)
Название— Форма—Величина—На ощупь—Из чего сделана—На вкус.
Н-р:Сыр—Прямоугольный—Маленький—Мягкий—Из молока—Соленный.
3. ЖИВОТНЫХ.
Название— Как называется дом —Чем питается—Как называют детеныша—Связь с Человеком.
Н-р. Собака — живет в будке, питается мясом, детенышей называют щенятами, живет рядом с человеком и охраняет его дом.
4. ПРОФЕССИИ.
Название – Место работы – Что делает – Какой предмет необходим для работы.
Н-р: Учитель – работает в школе, учит детей, ему нужны ручка, указка, мел.
Вы можете вечерами всей семьей поиграть в такие игры, даже взрослым иногда полезно немного поразмять голову. Больше общайтесь, читайте, описывайте картинки, можно составлять предложения и рассказы.
И помните, развитая речь залог успешного школьного обучения!