Речевое развитие детей 5-6 лет

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

5—6 лет — наиболее спокойный возраст. Дети уже всё понимают и практически всё умеют, у них сформировались какие-то моральные устои. Слушать речь ребят старшей группы намного приятнее, чем средней, так как звукопроизношение чище.

Что же должен уметь ребёнок в этом возрасте? Кроме того, что словарь его увеличивается на 1000—1500 слов, значительно расширяется и кругозор. Познавательная активность в этом возрасте очень высокая.

Дети интересуются явлениями окружающей жизни, поэтому задают очень много вопросов, причём конкретных и сложных. И требуют полной, порой энциклопедической информации. Если в среднем возрасте ребёнок, задавая вопрос, может о нём забыть, то сейчас уже не забудет. Если сию минуту услышать ответ не может, то через полчаса он обязательно должен об этом знать.

Если раньше в речи детей были только антонимы (храбрый — трусливый и т.д.), то теперь появляются синонимы (храбрый — смелый и т.д.).

В грамматическом слое уже имеются относительные прилагательные (допустим, из чего сделан предмет: деревянный, стеклянный, оловянный и т.д.). И появляются притяжательные, в первую очередь связанные с местоимениями. Чьи вещи? Мои, её, его, их (а не ихние), Олины, бабушкины, собачьи, кошачьи и т.д.

В 5—6 лет ребята должны знать форму множественного числа существительных, правильно употреблять существительные в родительном падеже (таких ошибок, как «мячёв», уже не должно быть). Начинаем изучать мужской и, самый сложный для ребёнка, средний род.

В возрасте старшей группы дети должны пробовать образовывать однокоренные слова, но пока самые простые, употребляемые в обиходе и которые малыш хорошо знает. Например: рыба — рыбак — рыбный, зима — зимушка — зимовье — зимний.

Ребята уже должны знать простые предлоги, и начинают употреблять сложные: из-за, из-под и др. Часто дети говорят: «достала игрушку из спины», (вместо из-за спины).

Звукопроизношение

Умение различать звуки на слух и слышать порядок слогов в словах к этому возрасту должно быть абсолютно правильным. Ну, разве что в сложных и длинных словах, таких, как регулировщик, могут быть ошибки. Но их нужно обязательно исправлять.

Все звуки должны произноситься правильно. Если у кого-то есть проблемы со звукопроизношением, советую делать дома артикуляционную гимнастику. Многим детям этого бывает достаточно. Часто нужный звук потом легко ставится на первом же занятии с логопедом.

Связная речь

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок может уже поддерживать непринуждённую беседу, правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. Развивается умение связно и последовательно пересказывать литературный текст. Но если в средней группе дети  пересказывали короткие произведения, то в старшей более длинные. Это рассказы Пришвина, Чарушина, Толстого и др. Причём пересказывать ребята должны теми же фразами и предложениями, что в тексте, хотя они могут быть детям и не совсем ещё понятны. Необходимо только объяснить, что слово или фраза означают. Так расширяется кругозор, растёт словарный запас и появляется умение запоминать незнакомые слова.

Советы родителям!!!!

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя.

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ