Пахомова М.Н. «Зачем выполнять гимнастику для языка?»

Зачем выполнять гимнастику для языка?
Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.
Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
2. Дифференцированность движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.
Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику?
Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.
Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.
Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.
Язык человека в большей степени составляют мышцы с их соединительнот-канным аппаратом. Чем больше времени мы уделяем тренировке мышц языка, тем легче ребенку исправить речевые нарушения. Но у некоторых детей помимо слабого языка, еще и отмечаются слабые мышцы щек, что не дает ребенку возможности овладеть правильным произношением. Я предлагаю вам несколько упражнений для развития мышц щек в домашних условиях.
Упражнения для развития мышц щек.
1. Надуйте и отпустите щеки. Повторите это упражнение 10–20 раз.
2. Сожмите руки в кулаки, поставьте один кулак на другой и обопритесь на них подбородком. Поднимайте руками подбородок, преодолевая его сопротивление.
3. Наберите в рот воздух и постепенно перекатывайте его, надувая то щеки, то верхнюю или нижнюю губу. Сосчитайте до 30 и выдохните воздух.
4.Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
5. Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
6. Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение

Упражнения для языка посмотрите в ст. «Занимайтесь с детьми дома».

Использованная литература:
1. http://rodnaya-tropinka.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-v-kartinkah-stihah-video/
2. http://mirrosta.ru/sport-i-fitnes/uprazhneniya-dlya-trenirovki-mishts-schek.html

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ