«Речевая готовность будущих первоклассников»

                                        «Речевая готовность будущих первоклассников»
В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.
Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется в нарушении произношения отдельных речевых звуков либо их групп.
Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи.
Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.
И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматической стороны речи, недоразвитием связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности обучения ребёнка в школе.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый ребенок пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Давайте определим, что входит в понятие «речевая готовность к школе».
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи — правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
— четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
— говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
— изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:
-делить предложения на слова;
-делить слова на слоги;
-уметь выделять все звуки в словах, определять место звука в слове;
— устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
— слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
— пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
— пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
— перестановки букв (комната – «конмата»).
Для успешного овладения звуковой культурой необходимо развивать фонематическое восприятие ребенка. Этому способствуют следующие упражнения:
«Поймай звук». Взрослый медленно произносит различные звуки, а ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда услышит заданный звук.
Другое упражнение: вслед за взрослым ребенок произносит 3-4 слова, похожих по звучанию (ком-дом-том). Ребенок должен их воспроизвести в той же последовательности. Можно использовать имена (Витя – Митя – Катя — Полина). Выбрать, какое имя отличается от других по звучанию.
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. Правильное звукопроизношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения в школе.
4. Для работы над правильным дыханием, для вызывания направленной воздушной струи существуют такие упражнения:
— надувание воздушных шариков
— дутье на различные вертушки, бумажные снежинки и другие приспособления
— очень полезны губные гармошки
— надувание мыльных пузырей
— дуем на карандаш, лежащий на столе, заставляем его кататься.

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ