«Развиваем речь с мамой на кухне»

«Развиваем речь с мамой на кухне»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных формах его де-тельности. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения. Развивать речевые навыки обходимо, и выполнять это лучше в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня — отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Для занятий по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:
1. Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
2. Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень дол¬го, ими можно играть. Лепи-те все, что захочется!
3. Поставьте перед ребенком не¬большое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите по¬мочь вам их перебрать.
4. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета, а так же нанизывать на шнурок, проговаривая различные слова.
5. Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса — вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.
6. Разложите на кухне несколько предметов. Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы, в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.
7. Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, моркови, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.
8. Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Игры и упражнения для общего речевого развития детей:
Развиваем математические способности
Можно считать, сколько сварили яиц, сколько ложек сахара положили в чай, сколько щепоток со-ли нужно для приготовления салата, супа, каши. Ребенок научится ощущать время, три минуты варятся яйца, лук пассируется три – четыре минуты, нашинковать капусту можно мгновенно.
Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он пере-чис¬лит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если он затрудняет¬ся это сделать, помогите наводя¬щими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или ба¬клажаны?»
«Поищите» вместе с ребенком слова на кухне. А вот и корзина (мешочек, коробочка и т.д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шка¬фа? Плиты?
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерез-ка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)
Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишнёвый), моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот — из чего получается апельсиновый сок?
Кот в мешке.
Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов или кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Предложите ребёнку на ощупь определить предмет, назвать его и вытащить из пакета.
Можно разнообразить игру. Взять два пакета и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.
Горячо – холодно. Спрячьте какой-нибудь предмет на кухне, пока занимаетесь приготовлением обеда, и попросите ребёнка его найти. По мере того, как ребёнок передвигается по кухне, вы должны ему помогать. Так, если он движется в правильном направлении, говорите «тепло». А если удаляется от места – «холодно». Если ребёнок подошел совсем близко, скажите «горячо!», а если ребёнок ушел далеко от спрятанного предмета, — «замерзнешь».
Развитие речевого дыхания.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (можно их вначале прижимать ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык лежит на нижней губе. Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Шторм в стакане.
Для этой игры необходимы трубочка для коктейля и стакан с водой. Ребёнок дует через соломин-ку, чтобы вода забурлила. Следите за тем, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
Настольный хоккей.
Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет футбольное поле, углы – ворота). Дайте ребёнку горошину (мяч) и трубочку – соломинку (клюшка).
Предложите малышу поиграть в хоккей. Эта простая игра тренирует ловкость и координацию движения.
Памятка для родителей по развитию речи!
1. Проговаривайте названия четко и ясно, не ленитесь повторять по несколько раз, а через некоторое время спросите у ребенка, показывая на овощ или фрукт, как он называется.
2. Знакомьте ребенка с обобщающими понятиями. Разбирая покупки, принесенные из магазина, объя-няйте: «Это фрукты: яблоки, груши, апельсины, бананы. Это — овощи: свекла, лук, картофель, морковь, капуста».
3. Называйте продукты, а ребенок (старше 2-х лет) пусть определяет, в каких словах есть звуки «а», «к», «м» и др. Сначала для него это будет непросто, поэтому нужно произносить слова четко (упражнение тренирует фонетический слух).
4. Добивайтесь, чтобы ребенок правильно употреблял предлоги. Разложите фрукты и овощи в разных местах — в столе, на полке, под шкафом. Ищите вместе: «Где морковка?» — «В холодильнике», «Где яблоки?» — «На столе» и т. п.
5. Сравнивайте предметы: «Этот стакан выше, этот огурец длиннее, эти макароны тоньше, эти конфеты слаще». Следите, чтобы ребенок правильно образовывал сравнительные формы.
Забудьте фразу «не мешай». Участие вашего ребенка во всех домашних хлопотах не только благоприятно отразится на его развитии, но и сделает досуг разнообразней и веселей. Ребенку очень важно ощущать свою незаменимость и значимость в любом возрасте, будь то мальчик или девочка. Желание вашего ребенка помочь нужно всячески поощрять. На кухне уйма занятий для ребенка. Завтрак, обед или ужин – готовьте вместе с детьми.

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ