Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте

«КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ»

В первую очередь необходимо обратить внимание на произношение вашего ребенка: правильно ли ребенок выговаривает слова, звуки? Так, пропуски гласных и согласных, перестановка букв слове, перестановка и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове обусловлены несформированностью фонетического слуха и связанных с ним анализа и синтеза слова. Порой бывает и так, что перед школой с ребенком работали над исправлением произношения, но он все же путает схожие звуки и буквы, заменяет их (например, с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.), в результате чего на письме допускает много ошибок. Это обусловлено тем, что фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано, не установлены нужные соотношения между звуком и буквой, похожие звуки не различаются. Значит, работу следует продолжить. Ее можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к логопеду.
Возможно, использовать следующие игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.
По дороге из школы домой, можно сказать ребенку: «Давай поиграем! Я скажу, а ты попробуй повторить за мной, затем скажи сам, четко выговаривая каждые слово и звук». Цель таких упражнений – отработка четкости артикуляции.
Высказывания и фразы для воспроизведения:
Мама мылом мыла Милу, не любила мила мыло (л-м).
Ткет ткач ткани на платок Тане6 (сочетание согласных тк, пл).
Очень часто блюдца у Танечке бьются (ч-ц).
Лара у Вали играет на рояле (р-л).
Ученица-озорница получила единицу (ч-ц).
У ежа ежата, у ужа ужата (ж).
На воре трава, на траве дрова (стечение согласных тр, др).
Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка (с-з).
Саша любит сушки, а Соня ватрушки (с-ш).
Главное, чтобы ребенок научился слышать и узнавать заданный звук, определять его место в слове, записывать соответствующей буквой. При овладении этим навыком дисграфические ошибки исчезнут.
Можно давать для тренировки маленькие стишки, речитативы, скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки.
Мороза моржи не страшатся, Моржи на морозе резвятся.
Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага.
Скажи потише: «Шесть мышат», — И сразу мыши зашуршат.
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
Кот копеек накопил, Кошке козочку купил.
Упражнение — тест.
Пиши «кружочками» для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кру-жочков. Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).
Очень важным является наглядное восприятие того, что предлагается ребенку. У детей с особенностями психическое развития зрительное восприятие оказывается нарушенным. Ребенку трудно запомнить графический образ букв, он путает сходные по написанию буквы.
На процесс овладения грамотой может отрицательно влиять нарушение моторики, т.к. ребенку трудно держать карандаш, доставать буквы из кассы, работать с мелкими предметами. Почерк у него бывает неровный, «скачущий» по страничке, выходящий за рабочую строку, тетрадки неаккуратные, мятые. В таких случаях от родителей требуется большое терпение и такт, понимание того, что ребенку надо помочь, а не ругать его. Полезно играть с мелкой мозаикой; штриховать различные изображения; обводить по трафаретам, а затем штриховать полученные изображения; разбирать и собирать предметы из деталей мелкого конструктора и т.д.
При расстройстве речевой деятельности процессы памяти страдают по-разному: может быть сужен объем запоминания, снижена точность воспроизведения, отмечается слабая прочность удерживания информации. Родителям следует учитывать это и ста-раться помочь развить все виды памяти. Нужно ненавязчиво, в игровой форме, предлагать ребенку для запоминания ряд слов с постепенным увеличением их количества. Дети могут запоминать загадки и стишки, сказки. Развитию памяти способствует запоминание и воспроизведение того, что ребенок видел на улице. Мышление развивает установление сходства и различия предметов.
Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор,
пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями.
Только при этом условии можно быть уверенным в том, что ребенок научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.
Успехов вам!

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ