Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

     Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Но в последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению здоровья, как взрослого, так и детского населения. Основными причинами являются экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с экономической нестабильностью.

Большинство дошкольников имеют сложную структуру нарушения звукопроизношения, и все это на фоне ослабленного здоровья. У них слабо сформированы артикуляционная и мелкая моторика, трудности в переключаемости движений, а так же несформированность правильного речевого дыхания. У детей нет интереса и стимула для преодолений всех этих трудностей, поэтому данная ситуация диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих ее решить.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

В настоящее время наблюдается противоречие между коррекцией звукопроизношения и сохранением здоровья детей, как в детском саду, так и дома и недостаточной разработкой и применений здоровьесберегающих технологий, что и подвело меня к выбору темы моей работы.

Для решения этого противоречия я внедрила в свою работу здоровьесберегающие технологии.
Учитывая эти проблемы, мною была определены следующие цель и задачи.

Цель: оптимизация процесса коррекции звукопроизношения и обеспечение оздоровления организма детей.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную коррекционную методическую литературу по использованию здоровьесберегающих технологий;
2. Разработать и применять на практике разнообразные виды современных здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе (артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры с предметами и стихотворными текстами, контрастотерапия, массаж пальцев и Су-Джок терапия);
3. Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Новизна работы состоит в применении здоровьесберегающих технологий в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, а так же внедрение этих технологий в общеобразовательный процесс ДОУ и в домашних условиях.

Ведущая педагогическая идея
Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, зависит от умения учителя – логопеда разнообразить организацию данного процесса. Такими направлениями являются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии деятельности учителя – логопеда становятся перспективным средством коррекционно–развивающей работы. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции звуков и способствуют оздоровлению всего организма ребенка

.
Использование этих технологий позволяет предотвращать утомляемость у детей, поддерживать познавательную активность, повышать эффективность логопедической работы.

Теоретическое обоснование опыта
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: Ушинский К. Д., Тихеева Е. И., Флёрина Е. А., Усова А. П., Соловьева О. С., и многие другие. В логопедии достаточно накоплен теоретический, практический и методический материал по изучению коррекции звукопроизношения, а здоровьесберегающие технологии изучены недостаточно. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое изучение и применение здоровьесберегающих технологий.

Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Волкова Л. С., Бутейко К.П., Селиверстов В. И., Хватцев М. Е, Ипполитова А. Г. и др.).

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, речи и всех психических процессов. С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Практическая значимость

1. Разработка подробного календарного плана;

2.Подборка пальчиковых игр с предметами, игрового массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики;

3.Проведение логопедических и интегрированных занятий, развлечений с внедрением здоровьесберегающих технологий;

4.Подборка материала для консультаций родителей, педагогов, наглядного материала для детей;

Описание опыта

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Ведь отмечается тенденция роста детей, нуждающихся в логопедической помощи. Структура речевых нарушений очень сложная, так как у детей помимо нарушенных звуков, отмечается и несформированность речевого дыхания, и слабо развита мелкая моторика, и ослабленное здоровье, и все это подкрепляется низкой мотивацией ребенка к логопедическим занятиям.

Таким образом, образовательная среда должна быть здоровьесберегающей. Понятие же «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья дошкольников.

Методы и приемы, реализуемые мной через здоровьесберегающие технологии, являются эффективными средствами коррекции звукопроизношения и помогают мне добиваться максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, использование этих методов и приемов помогают мне организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее.

Из большого выбора здоровьесберегающих технологий, я использую артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой, дыхательную гимнастику и различные игры, и массажи для развития мелкой моторики.

 Артикуляционная гимнастика

   Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика

.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Известно, что при правильном произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи.

В своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику с использованием биоэнергопластики, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции и мелкой моторики рук (в момент выполнения упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы).

Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка мак-симальной концентрации зрительного и слухового внимания. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в коррекционной работе для детей с нарушениями речи.

Дыхательная гимнастика

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования зв-ков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы, а так же дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи. На сегодняшний день отмечается тенденция роста речевых нарушений у детей дошкольного возраста, и как следствие нарушения речевого дыхания. Поэтому для эффективности работы по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями применяю разнообразные подходы.

Система работы включает три этапа по развитию дыхания:

I этап. Формирование правильного неречевого дыхания – формируется умение осуществлять длительный, плавный целенаправленный ротовой выдох.
II этап. Развитие неречевого дыхания, которое направлено на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.
III этап. Развитие речевого дыхания. У детей формирую умения произносить на выдохе: звуки, слоги и отдельные слова, фразы из нескольких слов, а так же стихотворные тексты.

Таким образом, правильное речевое дыхание у детей – логопатов обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику, а так же создавать высокую мотивацию. Все упражнения положительно влияют на оздоровление организма в целом:
1. положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
2. способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
3. улучшает дренажную функцию бронхов;
4. восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Пальчиковые игры

В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития

.
У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. Они очень плохо владеют ножницами, страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети — логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.

На своих занятиях я использую игры с мелкими предметами, пальчиковые игры со стихотворными текстами, контрастотерапия и массаж кистей и пальцев рук, в частности Су — Джок терапию.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами. Ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т.д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальцы становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

Пальчиковые игры без предметов

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также, и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх ребенок должен действовать двумя руками — это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко — низко, право — лево.
Поэтому на своих занятиях я активно использую пальчиковые игры, сопровождающиеся речью и движением. Практикую пособие А.В. Никитиной «Покажи стихи руками», которое направлено на развитие мелкой моторики, и движения рук, а так же на расширение словаря детей по лексическим темам. Дети с большим удовольствием разучивают и показывают данные стихотворения.


Контрастотерапия

Контрастотерапия — использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью. Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода).

Контрастотерапия положительно влияет как на спокойных детей, так и на детей с повышенной возбудимостью, а так же повышает эмоциональный настрой на логопедических занятиях.
Массаж кистей и пальцев рук
Восточная медицина всегда отличалась своими нетрадиционными способами лечения человека. Они первые придумали применять пальцевой массаж и надо отметить, что использование данного массажа оказывает благотворное влияние на весь организм человека.

Массаж кистей и пальцев рук

Японскими учеными доказано, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  1. массаж большого пальца – повышает активность мозга;
  2. массаж указательного пальца – стимулирует желудок;

  3. массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
  4. массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
5. массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, а работа рук способствует психическому успокоению, предотвращая развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи).

На своих занятиях я использую систему упражнений
для самомассажа, разработанную японским ученым Йосиро Цуцуми:

1.Массаж начинается с большого пальца и до мизинца. Растираем сначала подушечку пальца, а затем медленно переходим к основанию пальца.

2. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

3. Массаж карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

На своих занятиях я использую массаж с помощью губок для мытья посуды, т.к. они имеют гладкую и жесткую стороны, что позволяет активизировать нервные окончание на ладонях.
Так же применяю морскую соль, предназначенную для ванн без добавок. На поднос насыпать морскую соль и выполнять различные упражнения (движение ладонями вверх — вниз, влево — вправо, перемалывание соли, и т.п.)

Дети с большим удовольствием используют различные формы массажа и самомассажа, что положительно сказывается на их эмоциональном фоне, соответственно и на психическом развитие, и как следствие на коррекционную работу.

Массажные шарики СУ — ДЖОК

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познава-тельной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).
Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.
В коррекционно-логопедической работе приемы Су-Джок терапии я использую в качестве массажа рук при дизартрических расстройствах, для развития тонких движений пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. В коррекционном процессе происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Все перечисленные приемы я рекомендовала к использованию логопедам на ГМО, педагогам нашего детского сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью провела для них консультации, семинары – практикумы, презентации.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Взаимодействие с педагогами

Для достижения высоких результатов в логопедической работе очень важна тесная связь с педагогическим коллективом ДОУ. Педагогам я предлагаю как теоретические, так и практические знания по здоровьесбережению детей. На педагогических советах я рассказываю о тех технологиях, которые они могут использовать на своих занятиях для сохранения здоровья ребенка, а так же закрепления навыков в звукопроизношении, полученных на моих занятиях. Я представляла проект по теме «Развитие мелкой моторики у детей со сложными речевыми нарушениями» и в помощь педагогам предлагала картотеку игр для развития мелкой моторики. Так же проводила семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика как эффективный способ формирования звукопроизношения», на котором мы вместе выполняли артикуляционную гимнастику.

Совместно с инструктором по физической культуре нами были проведены две непосредственно образовательные деятельности в бассейне для детей подготовительных групп по темам: «Пузырь, соломинка и лапоть» и «Спасение Дед Мороза». Мной были проведены различные упражнения на дыхание, а занятия в бассейне очень благотворно влияет на оздоровление и укрепление дыхательных мышц. А так же было проведено интегрированное мероприятие в спортивном зале по теме «Прогулка в лес». Чередование физических упражнений с упражнениями на дыхание, а так же использование элементов логоритмики положительно влияет на укрепление дыхательных мышц и оздоровление организма ребенка, но и конечно, ускоряет процесс коррекции звуков.

Такая тесная связь с педагогами дает возможность мне достигать хороших результатов в коррекции звуков, а так же позволяет разнообразить образовательную деятельность в ДОУ и повысить интерес детей к обучению.

Взаимодействие с родителями

Логопедическая работа тогда даст хороший результат, когда будет «замкнутый круг: ребенок – логопед – родитель – воспитатель». Если я с ребенком стараюсь установить очень тесную связь и развиваю его всесторонне, помогает мне в этом активная деятельность с педагогами детского сада, то для закрепления полученных навыков необходим тесный контакт с родителями.
Для родителей я провожу индивидуальные консультации и беседы, выступаю на родительских собраниях, выкладываю информацию на сайте детского сада http://dou3zeya.ru/.
В 2012 – 2013 учебном году был создан родительский клуб «Речевичок» для тесного сотрудничества родителей и детей под контролем педагога. Мы выбрали самые актуальные темы: «Упражнения на развитие дыхания в домашних условиях» и «Развитие артикуляционной и мелкой моторики». Родители совместно с детьми выполняли упражнения для развития артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики рук и правильного дыхания. Для детей совместная деятельность с родителями является хорошим стимулом для дальнейшей работы.

А так же совместно с воспитателями второй младшей группы в ноябре 2013 года провели семинар – практикум для родителей по теме «Ум на кончиках пальцев». Родителям была представлена презентация о значимости развития мелкой моторике, причинах ее нарушения, а так же показан фильм о проведении различных пальчиковых играх с детьми в группе.
Вывод: здоровьесберегающие технологии в логопедической работе способствуют повышению умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с детьми.
   Прослеживается позитивная динамика произносительной стороны речи, возрастает сила голоса, продолжительность непрерывного произношения. Быстрее устраняются искажения в произношении звуков. Все эти технологии просты в использовании и практически не имеют противопоказаний, что позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий в условиях логопедического пункта.

Результативность

С каждым годом отмечается рост детей с речевыми нарушениями, неправильно сформированным дыханием, плохо развитой мелкой моторикой и все это на фоне ослабленного здоровья. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий позволяет мне с каждым годом повышать уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи у детей.

Результат зависит не только от меня, но и от:

1. Системности проведения логопедических занятий;
2. Сложности речевого нарушения;
3. Тесного взаимодействия с родителями;
4. Посещаемости ребенка занятий;
5. Индивидуальных возможностей ребенка.

В 2012 – 2013 году было обследовано 70 детей, из них 59 с речевыми нарушениями, а зачислено на логопедический пункт 29 детей с различными речевыми нарушениями. В конце учебного года выпущено 24 ребенка с чистой речью, а 5 детей переходят в школу со значительными улучшениями (из 11 нарушенных звуков, не поставлено один – два звука).

В 2013 – 2014 году было обследовано 91 ребенок, из них 77 с речевыми нарушениями, а зачислено на логопедический пункт 32 ребенка с различными речевыми нарушениями. В конце учебного года выпущено 21 ребенок с чистой речью, а 11 детей переходят в школу со значительными улучшениями (из 11 нарушенных звуков не поставлено один – два звука).

В 2014 – 2015 году было обследовано 83 ребенка, из них 67 с речевыми нарушениями, а зачислено на логопедический пункт 41 человек с различными речевыми нарушениями. В конце учебного года выпущено 30 детей с чистой речью, а 11 детей переходят в школу со значительными улучшениями (из 11 нарушенных звуков не поставлено один – два звука).

Таким образом, логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Работая систематически в течение года по коррекции звукопроизношения, я добилась существенных результатов. По результатам диагностики, я сделала вывод, что:
  1. Постановка звуков осуществляется легче и быстрее, а этап автоматизации занимает меньше времени;
  2. Мелкая моторика рук стала более координирована и точна;
  3. У детей сформировалось правильное речевое и неречевое дыхание;
4. Дети стали эмоциональны и раскованны на логопедических занятиях;
  5. У детей осуществляется профилактическое воздействие на укрепление организма детей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проводимая мной работа подтвердила правильность в выборе здоровьесберегающих технологий и использование их в процессе коррекции звукопроизношения и подготовки детей к школе.

Использованная литература

1. Акименко В.М. развивающие технологии в логопедии – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2011 г. – 109 с.
2. Белякова Л.Н., Гончарова Н. Н., Шинкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушением речи.– М., 2004.
3. Воронина Л.П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? // Дошкольная педагогика, 2011 г. № , С. 67 — 69
4. Кудинова М.А. Здоровье сберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. //Логопед, 2010г. № 2,
5. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 349 с.
6. Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. // Логопед, 2011г. № 2, С 17 – 30
7. Покажи стихи руками/ сост. Никитина А.В. – Спб.: КАРО, 2009. – 96 с.
8. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2004.
9. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. — 80 с.
10. Смышляева В.Г., Терновская Г.И. Клуб любителей чтения «Читайка». // Воспитатель, 2011 г. № 10, С 19 — 22
11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2003.
12. Трясорукова Т.П. Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков. Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 31 с.
13. Филичева Т.Ю., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2010.
14. Шишова Н.В.Использование метода Су – Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика, 2012 г. №, С 41 — 43

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ