Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей  дошкольного возраста

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг — дома, на улице, в дошкольном учреждении. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. Вот автомобиль, а что у него есть?— Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор; А что есть у дерева? — Корень, ствол, ветки, листья.

Когда вы, вместе с ребёнком смотрите какой-то предмет, задайте ему вопросы: Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Можно просто спросить: Какой он? Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребёнка: Что бывает высоким? – Дом, дерево, человек – А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? Или: Что бывает широким? – Река, улица, лента – А что шире – ручеёк или река?

Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов высота, ширина и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает Белым? Пушистым? Твёрдым? Холодным? Гладким? Круглым?

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно.

Научиться пересказывать ребенку хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: Жили – были дед, а ребёнок её заканчивает: …да баба; взрослый: И была у них…, ребёнок: …курочка Ряба и т.д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: Кого встретил Колобок? – Зайчика. – Какую песенку Колобок ему спел? и т.д.

Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л.Н.Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнёт высказываться о том, что на ней изображено.
Дети 4-5лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещённые ниже творческие задания.

Вспомни случай
Выберите с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения и т.д. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли, что можно придумать!

Лучший друг
Если вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в “рассказы о лучшем друге”. Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своём “лучшем друге”. Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что ещё можно о нём рассказать?

Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чём рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда ещё не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолётом и т.д. Некоторые истории вам придётся рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Семейное ток – шоу
Может быть, ребёнку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тётей или сестрой. До начала интервью подскажите ребёнку, какие вопросы можно задать. Например, “Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил, есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?” и т.д.

Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, А на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Использованные интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/05/07/konsultatsiya-dlya-roditele-razvitie-svyaznoy-rechi

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ