Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности

Консультация для педагогов

«Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности».

(Подготовила воспитатель Беликова Н.М.)

Как говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов: «Математика – это гимнастика для ума», потому что она развивает основные мыслительные операции: обобщение, сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, систематизация и аналогия.

«Всему свое время» — так говорят мудрые люди. Вот и для развития способностей к точным наукам есть свое время. Главное – не упустить его. К возрасту 6 лет интеллектуальный уровень малыша уже достаточно сформирован, до завершения процесса остается не так много времени. По мнению современной психологии 7 летний ребенок уже имеет на 90 % развитый интеллект. В своем стремлении развить у ребенка интерес к математике, необходимо соблюдать первейшее правило: поставленные перед ребенком задачи должны соответствовать его возрастным особенностям. Основные понятия и навыки, которые необходимо сформировать у младших дошкольников: количество, величина, форма, ориентация в пространстве и ориентация во времени.

Система знаний и математических представлений, которые должны быть сформированы к моменту поступления ребенка в школу, определяет задачи, которые мы ставим в работе с дошкольниками 4-7лет.

То, что развивать математические способности необходимо – это факт. Как же научить малыша – дошкольника запросто решать примеры и применять логику в повседневной жизни? Ответ прост: с детьми нужно играть. Именно развитие математических способностей детей через игровую деятельность и поможет им раскрыть, развить и реализовать свой потенциал в будущем.

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Какие выбрать игры? Это определяется поставленными задачами и условиями в которых мы их проводим и, конечно, возрастными особенностями.

Пальчиковые игры (Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.)

Игра «Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра «Пять утят»

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт, (Одна из рук – «мама утка» – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад

Даже двухлетнего малыша трудно заставить делать то, чего он делать не хочет, но нет такого малыша, который не захотел бы чего-то, если бы увидел, как это делает другой ребенок или взрослый. Дети с удовольствием выполняют действия, проговаривая текст. Тем самым мы способствуем гармоничному развитию ребенка, здесь и речь, и знакомство с окружающим миром и царица наук – математика.

Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приемы логического мышления, позволяет ребенку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

Решение логических задач:

Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?

Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

Игры-головоломки способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных и аналитических способностей, а также умения визуально делить целое на части. Существует множество игр головоломок на создание образа из геометрических фигур, также задач на преобразование фигур, составленных из палочек. Например: выложи 2 равных треугольника из 5 счетных палочек.

Занимательные задачи ценны тем, что они ненавязчиво приводят ребенка к выводу о том, что для выполнения интересного для него задания, необходимо сосредоточение, концентрация. Это дает возможность не только развивать мышление, но и шлифовать произвольное внимание. Это даст ребенку возможность воспринимать условия задачи, искать в ней возможный подвох. Таким образом, развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность осуществляется максимально ненавязчиво и корректно.

Шуточные задачи по математике для дошкольников:

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах — бабах !
И нет его!

Подвижные игры учат детей ориентироваться в пространстве, во времени. В этих играх закрепляются количество и порядковый счет, умение ранжироваться по росту, номеру; умение производить измерение и многое другое. В подвижных играх отрабатываются волевые качества (действие по сигналу) и коммуникативные (сгруппироваться по 2; 3 человека и др).

Дидактические игры, помимо всего прочего имеют цель развития базовых когнитивных процессов ребенка: внимания, памяти, общего запаса представлений об окружающем мире.

И несмотря на то, что воспитательная ценность дидактической игры крайне мала, она незаменима для профилактики социально-педагогической запущенности, подготовки ребенка к школе и т.д.

Дидактические игры используются как для индивидуальной, так и групповой деятельности.  О дидактических играх подробно расскажет следующий выступающий.

Развивающие игры:

Палочки Кюизенера Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения

Логические блоки Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие и познавательные способности.

Кубики Никитиных, игры и занятия. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

Игры Воскобовича — это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

О развивающих играх и методиках тоже в следующем сообщении.

А мне хочется свой доклад закончить словами Михаила Ломоносова: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит».

 

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ