ЛОГОРИТМИКА ДОМА
Один из самых эффективных способов научить ребенка говорить чисто — ЛОГОРИТМИКА, потому что она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.
Логоритмические упражнения включают в себя: воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. И основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Любой родитель в состоянии освоить это и заниматься со своим чадом.
Достаточно познакомиться с упражнениями, которые педагоги детского сада разучивают с детьми, и повторять их с ребенком в домашних условиях. Желательно, чтобы мама обратила внимание на настроение и активность своего чада – упражнения с уставшим, приболевшим малышом, у которого нет положительного эмоционального настроя, пользы не принесут. Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям. Если мама не умеет петь, можно использовать фонограммы песен, попевок, хороводных и ритмических игр: ими поделится музыкальный руководитель или воспитатель. Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок.
Посредством логоритмики у ребенка развиваются:
- слуховое внимание, фонематический слух;
- правильное дыхание и звукопроизношение;
- тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух;
- мелкую моторику;
- координацию и умение ориентироваться в пространстве;
- умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность.
Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).
Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение.
Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.
К примеру, комплекс «Животные».
Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия дома представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
Ребенок может ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
Обязательным является звукоподражание. Взрослый спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Ребенок должен махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
В помощь можно применять картинки животных, птиц.
Можно использовать историю с медведем и шишкой:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…
Ребенок вместе с взрослым шагает, ревет как медведь, собирает шишки.
Уважаемые родители! Уделив своему ребенку немного вашего драгоценного времени, вы в дальнейшем удивитесь, какие положительные результаты в развитии вы получите.