Развитие мелкой моторики рук у детей

Конспект родительского собрания во второй младшей группе

Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей

Форма проведения: Семинар-практикум

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ. Дать  родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Привлечь к изготовлению пособий для развития мелкой моторики.

Ход мероприятия 

1.     1.      «Разминка для ума и тела».(орг. момент)

В начале мероприятия ведущий предлагает родителям «вернуться в детство»: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».

Родителям предлагается прослушать песню (фрагмент) «Волшебная страна. Далее предлагается разминка для пальчиков

Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем …

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь! 

Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?).

Оказывается нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…

Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

1.     2.      «Немного теории…»

Уважаемые родители!

            Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 1).

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.                                                                           Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 2).

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально — психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Всё начинается с понимания проблемы. Рассмотрим пример. Трёхлетняя Соня с упреком спрашивает своего плюшевого мишку: «Ну почему ты говоришь? Ведь у тебя есть язычок – значит, ты можешь говорить?!». Некоторые взрослые люди, подобно Сонечке, представляют себе, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и т.д. На самом деле это не так.(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 3). Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.                 Развитие мелкой моторики руки в моей практике ведется по  двум направлениям: пальчиковая гимнастика(пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.(см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 4).

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока–Ворона», «Ладушки, ладушки…».

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 5).

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.   У малыша развивается воображение и фантазия.

7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 6).

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

     В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Если вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Правила выполнения гимнастики:

— Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

—  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

— Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут. 

3. «Переходим к практике…» 

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений, которые можно разделить на 3 группы (здесь родителям предлагается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения) (Приложение 2).

I группа — упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты, не требуют тонких дифференцированных движений;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

II группа – упражнения для пальцев условно статические:

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком     уровне и требуют более точных движений.

III группа – упражнения для пальцев динамические:

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 7).

Давайте попробуем выполнить упражнения вместе (флажки, шарик, ежик, ножницы, вилка, колечко, очки, в гости, пальчик-мальчик) (Приложение 2).

Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет или какое-то животное (дом, человечек, ворота, цветы, пчелы, рыба, лошадка, собака, коза, кошка, мышка, мостик, сарай) (Приложение 2).И после усвоения ребенком нескольких упражнений можно придумать вместе итоговую сказку или рассказ. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов сказки с участием пальчиков, присоединяйтесь, будем вместе показывать и рассказывать (см. «Итоговая сказка» — Приложение 2).

Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые к тому же ещё и дают малышу определённые знания. Например, игра «Апельсин» (по мотивам стих. Л.В.Зубковой) даёт малышу математические представления – понятия один и много.

Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами

Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры?

(родители приводят примеры). 

Последнее время все популярнее становится применение су-джокмассажёра в работе с детьми. Мы также все чаще стали обращаться к этой методике. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Игровой массаж или самомассаж с массажёром проводится в виде динамических пауз или как самостоятельное упражнение (его длительность не более 5 минут).(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 8).

Вашему вниманию предлагаем пример одного такого занятия с малышом — Сказка «Маленький ежик»(Приложение3)(по мотивам песенки «Маленький ежик» (Приложение 6). При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки), и ваш малыш охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов.

(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 9).

 Кроме того, мы в практике применяем массаж и самомассаж с использованием прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей, массажных мячей.

При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т.п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 10).

            Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами.

Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры? Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть?

(родители приводят примеры, делятся опытом).

В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала.(см.ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайды 11, 12, 13, 14).     Это может быть:                                                                                                      *выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков и др.;                                                                             *перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе;                     *игры с пробками и горохом (игры в «прятки»);                                                         *нанизывание бус.                                                                                                                               Очень увлекают малышей так называемые игры в «прятки». В нашейпрактике эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с горохом или пластмассовыми  пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Мы сопровождаем начало игры следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Далее обыгрывается в зависимости от того, что нашли (например, «Миша зайчика нашёл, Даша уточку нашла…»). Также малыши могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие. Например, горох перекладывают в бутылочки, затем пробками закрывают их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия.

Помимо этого широко применяются всем известные развивающие игры — разнообразные шнуровки («Наряди елочку», «Ежик», «Корзина с фруктами», «Паровоз», «Ваза с цветами» и т.д.);  игры на застегивание и расстегивание(«Полянка», «Корзинки с яблоками», «Уточки» и т. п.);  дидактические кубы; разнообразные вкладыши (из дерева и вспененного полимера);  матрешкипирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.

Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.

Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.

И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.

На этом можно закончить наш семинар, но еще раз хочу напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и  другие – это постоянноеречевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др.  Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ, слайд 17).

По окончании семинара вниманию родителей предлагается подборка методической и детской литературы по данной теме. Также их вниманию предлагаются игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей. Помимо этого родителям выдаются  «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала» и брошюра «Поиграем, малыши!» 

 

 

Яндекс.Метрика Отдел образования Администрации города Зеи Министерство просвещения Российской Федерации Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Администрация города Зеи Портал Госуслуги Электронные услуги РПГУ РПГУ ГПРФ ГПРФ